1

«Старая старая сказка» (1968)

«ЛЮБОВЬ СО ВТОРОГО ВЗГЛЯДА»

Блестящий дуэт ДАЛЬ - НЕЕЛОВА в фильме Надежды КОШЕВЕРОВОЙ «Старая, старая сказка» мог и не состояться: такая Принцесса его Солдату ре­шительно не нравилась. В роли опытной «свахи» выступила сама режиссер.

 Титры:

«СТАРАЯ, СТАРАЯ

СКАЗКА»

«Ленфильм», 1968 год.

Режиссер:

Надежда Кошеверова.

Сценарий:

Юлий Дунский,

Валерий Фрид.

Оператор:

Константин Рыжов.

Композитор:

Андрей Петров.

В ролях:

Олег Даль,

Марина Неёлова,

Георгий Вицин,

Владимир Этуш,

Игорь Дмитриев,

Вера Титова,

Анатолий Абрамов,

А. Аввакумов,

Н. Белчивичин,

М. Дмитриевский.

 

Диплом на МКФ в Венеции,

Италия (1968).

 

ЕДИНСТВЕННАЯ

В советском кино женщин-режиссеров- можно было по пальцам пересчи­тать, а уж кино сказочник Надежда Кошеверова и вовсе одна-единственная. Зато какая! Уже в своем дебютном фильме «Золушка» Надежда Николаевна взяла такую высокую планку, снижать которую уже не хотела.

 

Однако после выхода картины «Каин XVIII» попала в опалу - по личному указанно Хрущева она вместе со своей киногруппой была уволена с «Ленфильма» за... «пропаган­ду сексуальных меньшинств»: Никите Сергеевичу не понравились герои сказ­ки молодые ткачи, которые, чтобы про­браться в покои принцессы, переодева­лись в женские платья. Но Кошеверова не сдалась и подари­ла зрителям «Тень», «Царевича Прошу», «Ослиную шкуру». И конечно, «Старую, старую сказку».

 

СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ

Солдат и Принцесса из сказки Ганса Христиана Андерсена «Огниво» должны были стать «людьми новой эпохи» - внутренне раскрепощенными. Сыграть таких героев могли только актеры с тонкой душевной организацией.

«Моя первая встреча с Олегом Да­лем, - вспоминала Надежда Николаев­на, - произошла в 1962 году, когда я снимала «Каина XVIII». Второй режис­сер Анна ТУБЕНШЛЯК как-то сказала: «Есть удивительный молодой человек, студент». И действительно, я увидела очень смешного юношу. Но тогда его не отпустили из института. А когда я начала работать над фильмом «Ста­рая, старая сказке», то вновь пригла­сила Олега - и была поражена его яр­кой индивидуальностью. Oн интересно мыслил и смело фантазировал, порой раскрывая обрез с совершенно неожи­данной стороны...».

 

 

Роль Принцессы Кошеверова пред­ложила студентке Ленинградского ин­ститута театра, музыки и кинематогра­фии Марине Нееловой. Узнав, что ей предстоят пробы с самим Олегом Да­лем, девушка больше всего боялась влюбиться, поэтому на первой репети­ции чувствовала себя скованной. Ре­жиссер тогда заметила: «Девочка хоро­шая, но еще очень и очень зеленая».

 

«На эту роль, — вспоминала Неело­ва, - вместе со мной пробовались опытные актрисы, а я впервые пришла на съемочную площадку и усердно де­монстрировала все, на что способна». В конце концов Кошеверова предложи­ла Далю самому выбрать Принцессу. Он внимательно посмотрел все пробы и указал на Марину: «Кто угодно, толь­ко не эта» Однако режиссер его не по­слушалась.

 

Неелова все-таки полюбила Да­ля, но лишь как партнера по фильму и большого артиста. Вера ТИТОВА, сыгравшая е «Старой, старей сказке» Ведьму, рассказывала: «Олег был тогда безумно нервным - как пружина: к тому времени он уже созрел для самосто­ятельной режиссерской работы. Мог прикрикнуть даже на Кошеверову, хотя относился к ней с большим почтением и ласково называл Куросавочкой».

 

 

Кстати, сама Вера Алексеевна стала Ведьмой случайно. Эту роль режиссер хотела предложить Татьяне ПЕЛЬТЦЕР или Марии МИРОНОВОЙ. Ее попросили подыграть Александру ЗБРУЕВУ - про­стая любезность, о которой актриса бы­стро забыла. Она оправилась на съемки другого фильма в Ригу. «И вот входит ко мне перепутанная горничная, – рассказывала актриса. - «Что случилось?» - интересуюсь. Протягивает мне телеграм­му, читаю: «Поздравляю, ты - Ведьма. Кошеверова». Больше та горничная ко мне не приходила».

 

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ...

Режиссер Кошеверова и кинодрама­турги Юлий ДУНСКИЙ и Валерий ФРИД решили использовать театральный анту­раж и современные диалоги, что, конечно, только осложняло работу над картиной. Особенно много времени и сил отняли поиски «партнера» для Игоря ДМИТРИ­ЕВА – верблюда, на котором его герой приехал свататься к Принцессе.

«Артиста» удалось найти только в зоо­парке. «Пришлось мне завоевывать его расположение, - смеялся впоследствии Игорь Борисович. - Узнав, что любимое лакомство животного капуста, я каждое утро с кочаном под мышкой появлял­ся у вольера. На решетке висела табличка с ежедневным рационом верблюда: «Морковь - 10 килограммов, картофель – 6, яблоки – 5, зерно – 8, арбузы – 6, капуста - 3». Спросил у слу­жителя: «Неужели он все это съест?» - «Съест-то он съест, - отвечал тот, над­кусывая яблоко, - да кто ж ему даст!».

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz